Версия для распечатки (файл doc в архиве zip)

ИСТОРИЯ РУЯН

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предыстория

2. Аркона. Святовит (Свантовит)

3. О других богах руян

4. Хозяйственная жизнь

5. История

6. Руяне и Русь. Рюрик – руянин?

 

Из всех балтийских славян ободриты (бодричи), вильцы (лютичи) и поморяне жили на материке, на южном берегу Балтийского моря.

Еще один народ из балтийских славян – руяне – населял остров Рюген и, возможно, некоторые сопредельные территории на материке. Сами они остров Рюген называли Руяном, а себя – руянами.

 

1. Предыстория

В веб-энциклопедии «Википедия» упоминается, что руяне – это племя «населявшее условно с VI века остров Рюген». Под формулировкой «населявшее условно» имеется в виду: предположительно.

Й. Херрманн в работе «Ободриты, лютичи, руяне» говорит также, но даже уже о более позднем времени: «Руяне - "ругины" (Rugiani), раны, рюгенские славяне впервые появляются в источниках VII в. в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство на Балтике». Но дело в том, что кто такие "ругины" - рюгенские славяне (руяне) или руги – об этом в научном мире идут дискуссии. Тем не менее, поскольку Руян – это славянское, а Рюген – немецкое название острова, вполне естественно, если бы ругинами были названы именно рюгенские славяне. И если это так, то появление славян на Руяне-Рюгене уже в те времена, несомненно, укладываются в общие рамки славянского расселения VI в.

 

Вообще-то иногда говорят о руянах даже и более ранних времен. Например, есть версия, что Одоакр, живший еще в V веке, был родом с острова Рюген: см. А.Г. Кузьмин «Сведения иностранных источников о Руси и Ругах». Есть версии, что Руян даже в начале I тысячелетия уже был населён славянами-ругами. Но все это уже очень предположительная, гипотетическая информация. (По ортодоксальному мнению историков, руги – не славянское, а германское племя.)

 

Несколько более определенную картину заселения Руяна можно понять в том числе из книг Л. Нидерле и В.В. Седова.

Как говорит Л. Нидерле, первоначально на юге Балтийского моря (то есть на материковом побережье Балтики) жил какой-то народ, оставивший после себя поля погребений. Его этническая принадлежность не выяснена до сих пор, но в данный момент это не важно, т.к. кем бы он ни был, его потом вытеснили оттуда, а отчасти, может быть, покорили германцы, и закончился этот процесс уже во ІІ веке до нашей эры. В числе этих германцев пришли туда и руги. И в том числе часть их заселила остров Рюген. (Еще готский историк Иордан писал о войне готов с ульмеругами, то есть с «островными ругами».)

Потом уже в первые века нашей эры (ІІ-ІV вв.) и германцы ушли оттуда, но не все, кое-кто остался, в том числе и на материковом берегу Балтики, и на Рюгене. И когда после этого славяне пришли на Рюген, германцы там уже были.

В.В. Седов об этом пишет: «Подобная ситуация наблюдается и на острове Рюген. Из 40 пыльцевых анализов половина показала континуитет земледельческой деятельности и, следовательно, несомненную встречу славянских переселенцев с местными германцами. Этноним славянского племени, заселявшего этот остров - раны (руяне, рушане, руги), - очевидно, восходит к германским ругиям, упоминаемым еще Тацитом, связь которых с тем же островом представляется бесспорной».

К сожалению, любители спекулятивных рассуждений о славянстве часто говорят, что, дескать, руги – это и были уже славяне. Хотя известно, что руги пришли на Балтику вместе с другими достоверно германскими племенами и практически нет смысла сомневаться, что и они были германцами.

А реально было, по-видимому, так, что славяне пришли на Рюген, когда его уже населяли руги и когда они (руги) называли свой остров или Руян или, может быть, как-то по-другому, но с началом на «Ру-». Ругов славяне оттуда постепенно вытеснили, а может быть, если тех было на острове не много, то славяне даже просто стали заселять остров, как их соседи. Ну а поскольку Рюген в то время уже как-то назывался ругами, они (славяне) просто стали называть его так же или примерно так и, в конце концов, переделали это название в Руян.

Правда, если предположить, что руги после появления славян оттуда не ушли, а остались на острове, надо понимать, что их там было явно мало, намного меньше, чем славян. И это доказывается тем, что культура, которую туда привезли славяне, не только изначально была славянской, но и славянской же осталась, а от культуры (в первую очередь от религиозных представлений) германцев-ругов там не осталось ничего. А вот обряд гадания по поступи коня в руянском святилище Арконе был точно таким же, как в святилище лютичей Ретре. И у лютичей, и у руян пурпурный цвет имел какое-то культовое значение. Принесенная славянами при переселении с материка культура осталась такой же славянской. А некоторые контакты с оставшимися на острове германцами никак не повлияли на культуру славян, за исключение того, что последние оставили примерно то же название острова, как его называли германцы-руги.

Таким образом, картина заселения Рюгена-Руяна славянами выглядит достаточно ясно. Но тем не менее, ничего более подробного о тех временах жизни руян мы не знаем.

Более конкретная достоверно известная информация о руянах начинается даже не с VI века, а от еще более поздних времен.

__________________________

 

В сущности, о ранней истории руян известно крайне мало.

Как уже было сказано, руяне – рюгенские славяне – впервые появляются в источниках VII в. в связи с попытками англосаксонских миссионеров распространить христианство на Балтике.

Главный город руян – Аркона (до 1168 г.) на северном мысу Руяна-Рюгена. Культовый центр государства. Средоточие духа руян и даже не только руян. Об Арконе и других городах Руяна будет еще подробно сказано позже.

В период около 800-1070 гг. руяне, возможно, входили в состав союза лютичей, а с 1070 по 1168 гг. – в состав Ободритского союза.

Впрочем, Гельмольд в своей «Славянской хронике» говорит, что в союзы лютичей и ободритов входило по четыре племени (в каждый), но руян ни к одному из этих союзов он не причисляет. И у современных ученых в этом отношении есть разногласия, например, Л.Нидерле считал руян особой племенной группой балтийских славян, видимо, не входившей ни в какие союзы, и с этим соглашается В.В. Седов, цитируя Нидерле (см. в кн. Седов В.В. «Славяне в раннем средневековье»).

Что касается хронологии событий в истории руян, в период до начала XII века, за исключением вышесказанного, о каких-либо конкретных событиях их истории вообще ничего не известно.

 

Но достаточно многое известно о религии руян, об Арконе и других особенностях их жизни и быта.

Известно, что Аркона была основана в IX или, может быть, даже в VIII веке. Но некоторое время после этого в других областях расселения балтийских славян о руянах ничего не было известно. С середины же XI века руяне выступают на первый план: Аркона становится культовым центром всех балтийских славян.

 

2. Аркона. Святовит (Свантовит)

Многие современные источники сообщают, что боги руян были не только именно руянскими, но почитались и вообще всеми балтийскими славянами.

Это утверждение исходит из слов Адама Бременского и Гельмольда.

Адам Бременский в «Деяниях священников Гамбургской церкви» (ок. 1066 г) писал: «… Другой остров [Руян] расположен напротив вильцев [лютичей]. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя. Без их решения не положено ничего предпринимать в общественных делах: так их боятся из-за их близких отношений с богами или скорее демонами, которым они поклоняются с большим почтением, чем прочие».

Гельмольд «Славянская хроника»: «Сюда обращаются из всех славянских земель за ответами и ежегодно доставляют средства для жертвоприношений. Купцам же, которые случайно пристанут к их местам, всякая возможность продавать или покупать предоставляется не раньше, чем они пожертвуют богу их что-либо ценное из своих товаров».

(По словам Саксона Грамматика, известен также случай, когда даже не славянин, а датский король Свейн сделал пожертвование в храм Арконы: «Эту статую, почитаемую дарами всех славян, соседние короли не без уважения к нечестию наделяли дарами. Между прочими также король датчан Свен умилостивления ради посвятил кубок изысканной работы, предпочитая поклонение чужой вере своей». (Saxonis Grammatici. Historia Danica. P. I. V. II. Havniae,1839).)

Гельмольд: «Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением»

«Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли ранской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, на какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования Святовиту».

(А.Ф. Гильфердинг («История балтийских славян», СПБ, 1974, с.109 – эта книга есть в Интернете, см. ссылку в конце этого файла.) говорит, что сами балтийские славяне называли его: Свантовит.)

«Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король [1] же находится у них в меньшем по сравнению со жрецами почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят».

«Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».

«Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей - христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам».

Что интересно, в храмах, кумирах (богах) и ритуалах Арконы ученые видят нечто общее с религией кельтов (в том числе то, что и у кельтов и у руян жрец почитался больше, чем король).

Впрочем, это совсем не значит, что король у руян почитался мало. Напротив, Саксон Грамматик пишет, что во время одной битвы «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц» [2]. Как видим, даже угроза неминуемой смерти не могла заставить славянина преступить свой долг повиновения правителю ран, носившего, судя по благоговейному поведению воина, даже не только политический, но и, опять же, религиозный характер. Можно представить, по сравнению с этим, каким было почитание руянского жреца.

 

Как понятно из уже сказанного, руяне исповедовали языческое многобожие и главным их богом был Святовит или Свантовит (его же могут называть в литературе: (Световид, Свентовид, Свантевит), которого, видимо, иначе называли еще Белбогом.

Саксон Грамматик так описывает идол Святовита в Арконе: «В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две — к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая — налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. … Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть были символами космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом).

Рог в руке Святовита символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, что означает почитание Святовита как бога плодородия, жизненной и растительной силы.

Меч, тем более «огромной величины», или «огромной длины», как говорится в другом варианте перевода, – атрибут бога войны.

 

 

Насколько известно современным историкам, жертвоприношения в Арконе совершались ежегодно поздним летом, после уборки урожая. Описание культового празднества в Арконе в августе дает опять же Саксон Грамматик: «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. Его жрец, вопреки отеческому обычаю отличавшийся длинной бородой и волосами, накануне дня, когда надлежало священнодействовать, малое святилище - куда только ему можно было входить - обычно с помощью метлы тщательно убирал, следя, чтобы в помещении не было человеческого дыхания. Всякий раз, когда требовалось вдохнуть или выдохнуть, он отправлялся к выходу, дабы присутствие бога не осквернялось дыханием смертного.

На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния.

Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.».

«Ежегодно причитается идолу с каждого мужа и каждой женщины по монете как сбор на почитание. Ему уделяют также третью часть от военной добычи, так как она была приобретена с его помощью. Этот бог имеет также на службе своей 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретенная войною или разбоем, состоит под надзором жреца, который на выручку за эти вещи повелевает отлить различные священные предметы и храмовые украшения, сохраняемые им в запертых помещениях, где, кроме множества денег, собрано также множество изветшавших (по другому переводу: «дырявых») от времени пурпурных одежд» [3].

 

Похоже, что пурпурный цвет в культе руян имел какое-то особое значение. Уже упоминалось о том, что, по сообщению Саксона Грамматика, какое-то культовое значение для руян имели пурпурные одежды. И тот же Саксон Грамматик пишет о храме в Арконе: «Само святилище заключено в две ограды. Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала завесами; эта часть, кроме кровли и малого покрытия, не имела с внешней ничего общего». (В другом переводе Саксона Грамматика упоминается о красной кровле.)

 

«Помимо этого, есть у него [божества] конь белого цвета; святотатством считается выдернуть волос из гривы или хвоста его. Один лишь жрец имеет право ухаживать за ним и садиться на него, дабы от частого пользования священный конь не утратил своей святости. На этом коне, по мнению руян, Свантевит - это имя божка - ведет войны против врагов своего святилища. Потому считается особым знаком, если он, стоя в ночное время в стойле, так сильно покрывается потом и глиною, словно бы проделал длинный путь. Также от этого коня предсказания... принимаются».

«Гадание с этим конем производилось так. Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад.

Небезызвестен был и такой способ гадания. Три деревянные дощечки, с одной стороны белые, с другой - черные, бросались в качестве жребия в яму; белое означало удачу, черное - неудачу. И женщины были не чужды таких знаний. Сидя на месте, они случайно, без расчета, чертили линии в золе. Если число их оказывалось четным, гадание считали счастливым, если нечетным - то неудачным».

Таким образом, главным символом-оракулом Арконского культа являлся боевой богатырский конь Святовита белой масти — "яр конь", откуда, возможно, и произошло название священного города "Ар-кона", то есть ярый конь или город Ярого коня. Впрочем, есть и другие версии. (Например, Всеволод Меркулов считает что Аркона получила имя от меловых (и, соответственно, белого цвета) скал-утесов, на которых она стояла: «Мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древности получил название Аркона, которое дословно означает “белая гора” (от индоевроп. ar, arya — белый, благородный и конъ — гора)». То, что Аркона стояла на белых скалах, - это действительно так. До сих пор эти скалы выглядят очень эффектно (см. фото), и предположение о происхождении слова «Аркона» именно от них вполне логично.)

Именно благодаря общеславянскому святилищу и оракулу, куда стекались дары со всех славянских земель, этот народ обеспечил себе могущество и славу.

 

 

Назначение Арконы было в том, чтобы служить культовым городом. Жречество Арконы всегда было богатым. Треть добычи, которую приносили рюгенские славяне из разбойничьих набегов и военных походов, передавалась в сокровищницу Святовита в Арконе.

Но, впрочем, весы, гирьки и находки предметов торговли указывают на присутствие там купцов. Точно известно, что постоянной торговли там не велось, т. к. поселение ремесленников и купцов непосредственно перед городищем Арконы до сих пор не обнаружено. Но уже с IX в. во время культового праздника урожая, на который собиралось "все население острова", или, возможно, перед этим праздником там на некоторое время устраивался рынок.

Аркона, по всей вероятности, была местом только сезонной торговли, связанной с культовым праздником в августе, и по сообщениям первой половины XII в. - с сельдяным рынком в ноябре.

Согласно Саксону Грамматику, в самой Арконе не жили, но поскольку храмы и их служителей надо было обеспечивать, в том числе и пищей — невдалеке от города было расположено селение (и его нашли археологи).

 

3. О других богах руян

Есть статья В. Титова «Аркона – Священный город славян», где в целом неплохо рассказано о религии руян. Но там можно встретить одну не сразу понятную фразу: «Идол Руевита вместе с идолами Поревита и Поренута стоял в княжеской резиденции ранов Карентии», что, видимо, является пересказом сведений какого-то средневекового хрониста. Но в статью В. Титова эта фраза перекочевала явно не из средневековых хроник, а из книги М. Любавского «История западных славян» (1918 г.), так как там есть почти в точности та же фраза. Что это за Карентия? Сразу скажу, что область Каринтия, существующая или, точнее существовавшая на юге Европы (так называлась область, располагавшаяся на юге Австрии и в Словении), к этому, разумеется, не имеет отношения.

Сравнение со всем другими данными позволяет понять, что Карентия – это искаженное название другого города на Руяне, который, тоже немного искаженно, называли еще Карензе, а настоящее славянское его название: Кореница [4].

Пишет Саксон Грамматик («История Дании»), описывая действия датчан, вошедших в 1168 году в этот город: «Отличием этого города [Кореницы] были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства. Достоинство местных богов пользовалось почти таким же почитанием, как среди арконцев – авторитет общественного божества. …

<...> Самый большой храм стоял внутри двора, но вместо стен ему служили пурпурные завесы, крыша же опиралась лишь на колонны. Служители [церкви], разломав ограду двора, взялись за внутренние завесы храма. Когда и их убрали, высеченное из дуба изваяние, именовавшееся Ругевитом, стало видно в своем уродстве со всех сторон. Ласточки, которые под его устами свили гнезда, покрыли пометом его грудь. Достойный бог, изображение которого столь уродливо измарано птицами! Кроме того, у его головы было семь человекоподобных лиц, которые все были покрыты одним черепом. Столько же мечей в ножнах, подвешенных к его боку, изобразил мастер. Восьмой, обнаженный [меч], [бог] держал в руке; вложенный в кулак, он был крепчайше прибит железным гвоздем, так что нельзя было извлечь, не разрубив, что показало его рассечение. Ширина его была больше человеческого роста, высота же такая, что [епископ] Абсалон, встав на цыпочки, едва достал до подбородка топориком<...>

Этого бога почитали, совсем как Марса, возглавляющим силы войны. Ничего забавного не было в этом изваянии, вызывавшем отвращение грубыми чертами уродливой резьбы».

(Как видно из начала этой цитаты, храмом Руевита был, скорее, пурпурный шатер, а не обычное здание.

И есть еще такая версия, что Руевит – это вариация имени Яровита или Ярилы, известного на Руси.)

Читаем дальше: «<...> Завершив его уничтожение, отряд спутников [епископа] рьяно двинулся к изваянию Поревита, которое почиталось в ближайшем храме. Он был изображен с пятью головами, но безоружным. Срубив его, вошли в храм Поренута. Эта статуя представляла четыре лица, а пятое имела на груди и касалась его лба левой, а подбородка правой рукой. Ее с помощью служителей [епископ] поверг ударами секир». (Saxonis Grammatici. Historia Danica. P. I. V. II. Havniae,1839.)[5]

Примерно то же самое читаем в «Саге о Книтлингах» или «Книтлингасаге» (XII в.):

«122 (1168 г.). [Датский король Вольдемар в Коренице] приказал сокрушить трех идолов, которые именовались Рунвит, Турупит и Пурувит. Эти идолы такие чудеса творили: если кто желал сойтись с женщиной в городе, то они сцеплялись, будто псы, и не прежде разъединялись, чем покидали город. <... > Там захватили у идолов много денег, золото и серебро, шелк, и хлопок, и пурпур, шлемы и мечи, кольчуги и всякого рода оружие. Пятый идол звался Пизамар. Он был в Асунде [Ясмунде], так именовался город. Этот [идол] также был сожжен. [Другой бог] назывался Черноглав (Tiarnoglofi), это был их бог победы, который ходил с ними в походы; имел серебряные усы. Он дольше всех сохранялся; только на третий год после этого его захватили». (Monumenta Germaniae historica. Т. XXIX. Hannoverae, 1892. P. 314)

(Обратим внимание на фразу: «захватили у идолов много денег…». О деньгах в Коренице пишет и не только «Книтлингасага». Читаем у А.Ф. Гильфердинга (с. 187, примеч. 711): «по свидетельству Саксона, было в Коренице семь одинаковой величины сундуков, наполненных деньгами, посвященными Ранским богам (845)».)

 

Так мы узнаём еще о нескольких богах руян.

И известно, что из них Руевит – бог войны, Поренут – покровителей мореплавателей (подробнее см.: http://pagan.ru/slowar/p/porenuta1.php, Черноглав – «это был их бог победы, который ходил с ними в походы».

И все боги руян, описания которых мы имеем, были многоглавы или многолики.

Святовит – четырехглав, Поревит – пятиглав, Поренут (Поренуч) – пятилик (причем одно из лиц – на груди), Руевит (Ругевит) – семиглав. Многоликость бога у древних славян обозначала его неуязвимость.

(Между прочим, однажды я встречал такое суждение, что у восточных славян бы бог Перун, у скандинавов – Тор, и при этом высказывалась гипотеза, что не являются ли они искаженными названиями какого-то более древнего бога, имя которого должно быть: Пор. Имена руянских богов Поревит и Поренут (кстати, очень похоже на: Перун!) тоже идеально укладываются в ту же схему-гипотезу.)

Гильфердинг считает более правильным читать имя Поренут не через «т», а через «ц» и, таким образом, в конечном счете считает, что Поренуц – это искаженное неславянскими хронистами имя Перунец. Если считать настоящее его имя таким, «тогда мы получим по крайней мере слово, звучащее и имеющее смысл по-Славянски» (Гильфердинг). Так же считал и Любавский.

Правда, это создает другой вопрос. Если Поренут - это искажение имени Перунец, то Поревит - это настоящее имя бога или искажение какого-то другого имени (причем окончание имени Поревит, видимо, правильное, не искаженное, т.к. оно аналогично окончанию имен Святовит и Руевит)? В «Книтлингасаге» тот же бог назван Пурувитом - может быть, такое написание более правильно и не связано ли тогда это имя с пурпурным цветом? Именно пурпуру руяне явно придавали какое-то культовое значение.

 

 

Бог Поревит также был известен в г. Волин (в устье Одера) и у жителей Верхней Лужицы, Святовит – на Руси (Збручский идол - предположительно Святовит).

 

4. Хозяйственная жизнь

Что касается не религиозной, а бытовой жизни руян, это было очень богатое государство. Вообще-то полностью разделить эти две сферы не получится, т. к. вообще вся жизнь руян проходила под сильным влиянием теократической власти на острове.

Судя по тому, что говорит Гельмольд, «Ране одни между славянами имеют царя» (или, по другому переводу, короля). Что Гельмольд подразумевал под тем, что у руян и только у них есть король, а не князь, трудно сказать. Но руянское государство точно не было неограниченной монархией. Как уже было сказано, власть короля на Руяне была ниже власти жреца, и король, например, не управлял военными действиями самостоятельно, а только направлял войска туда, куда указывал жрец. Кроме того, А.Ф. Гильфердинг, ссылаясь на сообщения средневекового хрониста, пишет также, что власть короля Руяна была ограничена и решениями неких народных сходок (подразумевая сходки руянской знати и, может быть, выборных старейшин). В частности, Гильфердинг пишет: «А с другой стороны власть царя была … ограничена общиною: войну и мир, союз и разрыв решала община 318), и царь лишь исполнял приговор её»

Ссылка 318) у Гильфердинга – это указание на источник: «Sax, 796» - имеется в виду Саксон Грамматик.

И далее он же пишет: «Подобно Лютичам, Ране даже на войне созывали войсковую сходку 391).

391) Sax, 773»

И у руян, кроме власти верховного жреца и короля, существовало также нечто вроде вече лютичей или поморян.

 

Ещё одна особенность Руяна, которая происходила, видимо, от сильной власти верховного жреца на острове. В отличие от территорий всех других балтийских славян, остров Руян, видимо, не имел деления на какие-то отдельные области. Известно, что ободритский, лютичский и поморянский союзы балтийских славян делились не только на отдельные племена, но и каждое племя делилось на несколько внутренних областей, иногда очень мелких. Например, земля племени вагров делилась на шесть таких областей (часто их называют жупами, скорее всего они так и назывались). Но Руян, видимо, вообще не имел подобного деления (А.Ф. Гильфердинг, с.109). И как было сказано в начале абзаца, причиной этого была, по мнению Гильфердинга, сильная власть жреца, которая требовала от руян полного единства и которой не нужны были никакие внутренние разграничения. Так сильная теократическая власть на острове диктовала его административное устройство.

 

В отличие от ободритов и лютичей, руяне чеканили свою монету. (Поморяне тоже, в конечном счете, стали чеканить свои деньги, но, видимо, уже позже, только во второй половине XII века.) При этом соблюдался такой закон: «драгоценные металлы не допускались у Ран в обращение. Деньгами служили у них не меха, как у Русских в старину, а полотна, а также медная монета 800): золото и серебро, приобретенное на войне, или иными путями, они либо употребляли для женщин на серьги и украшения, либо отдавали в казну Святовита 801).» (Гильфердинг, с. 206). (Ссылки 800) и 801) в этой цитате – это ссылки на «Славянскую хронику» Гельмольда: I, 28 и I, 38.)

 

Мощь руян в значительной степени основывалась на их духовном авторитете. Снова Гельмольд, «Славянская хроника»: «Ране, у других называемые руанами - это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. Поэтому, благодаря особому почитанию этого святилища, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая иго, сами ничьего ига не испытывают, будучи недоступны, ибо в места их трудно добраться. Племена, которые они оружием себе подчиняют, они заставляют платить дань своему святилищу».

Правда, в конце этой цитаты Гельмольд говорит, что руяне заставляли платить дань своему святилищу и отчасти, по-видимому, так и было, но в данном случае трудно сказать, в какой степени Гельмольд прав. Дело в том, что он являлся представителем Саксонии, которая долгое время изо всех сил старалась полностью подмять под свое владычество, если не островитян-руян, то хотя бы материковых балтийских славян под свою власть, что в конце концов и сделала. (А в 1147 году была и попытка покорить руян, но неудачная.) Саксы с тех пор, как сами были христианизированы франками, представляли балтийских славян-язычников, как примитивный и низкий в духовном отношении этнос. Поэтому у Гельмольда негативные особенности жизни славян часто описываются преувеличенно; и, повторяю, трудно сказать, насколько соответствует истине его утверждение, что руяне «заставляли платить дань своему святилищу».

 

 

Мощь и богатство Руяна основывалась на том, что он был оплотом не только славянского язычества, но и морских разбоев.

В.В. Фомин пишет: «Балтийские славяне являли собой одновременно тип торговца и разбойника, причем в том и другом качестве добившись больших успехов. Они, разбойничая на море, имели постоянные крепости для убежища даже на берегах Южной Швеции. Особенно Вагрия и Руяна славились своими дерзкими и неукротимыми пиратами».

По сообщениям Гельмольда, руяне на многих налагали дань, сами же никому дани не платили, будучи неприступны из-за труднодоступности своего месторасположения.

Пренебрегая земледелием, они полностью полагались на добычу с помощью своего флота. Богатство руян основывалось на ежегодной установленной дани, которую они получали от всех славянских земель.

 

Также Дания (или, точнее, некоторые ее провинции) долгое время, до короля Вальдемара I, платила руянам дань. (Что, правда, и послужило в конце концов одной из причин войн, которые Вальдемар I вел с ними.)

Также интересный факт: «Балтийские Славяне прежде Датчан выучились строить военные суда, поднимавшие лошадей. О ранском флоте, перевезшем конницу, упоминается уже в 1112 г.» (Гильфердинг «История балтийских славян»), а датчане попытались перевозить в своих судах по 4 лошади только в 1136 г.

Суда как балтийских славян, так и датчан тех времен, были небольшие (по крайней мере, в основном), но по числу их было немало: «Первый датский флот, везший кавалерию, снаряженный королем Эриком III, состоял из 110 судов. Можно по этому судить и о многочисленности кораблей у Ран и Поморцев, ибо их флоты не уступали морским силам Датчан, а часто превосходили их» (оттуда же).

Впрочем, вполне возможно, что добывание богатства с помощью флота было вынужденным выбором руян в связи с болотистым характером их острова и, в связи с этим, с затрудненностью земледелия на нем.

География Рюгена-Руяна вообще необычна. Например, город Ральсвик, о котором речь пойдет ниже, находится в средней части острова, но в то же время является приморским городом на берегу залива, который очень далеко врезается вглубь острова. Причем западная окраина Ральсвика была обращена опять же к воде, к небольшому внутреннему озеру, соединенному с заливом двумя протоками. Кроме того, если смотреть современные карты Рюгена, надо учитывать, что Балтийское море за минувшие века заметно обмелело, и очертания берегов острова в 1168 году были несколько иными, чем ныне, и внутри острова тогда воды было даже больше, чем сейчас.

Правда, данные о заболоченности Рюгена мне удалось найти всего в нескольких источниках. Один из них – это статья Л.Р. Прозорова «На море-океане, на острове Руяне». А Лев Прозоров – это такой человек, которому не совсем можно доверять, т.к. он очень фанатичен и склонен делать слишком далеко идущие выводы и уверенно утверждать то, что настоящий ученый утверждать не будет. Поэтому в этом файле из всего того, что говорит Прозоров, использован только этот факт о заболоченности Рюгена и больше ничего.

Но в данном случае факт заболоченности Рюгена подтверждается и некоторыми другими источниками. О заболоченности острова говорит Н.С.Трухачев. Еще один источник – это фраза Саксона Грамматика («История Дании» - «Historia Danica»), которую упоминает А.С. Фаминцын: «Город Кореница окружен со всех сторон болотом сквозь которое проложен только один ход». Подразумевая ту же фразу Саксона Грамматика, о болотах вокруг Кореницы говорит М. Гимбутас в книге «Славяне. Сыны Перуна» (The Slaves. 1971). Наконец, А.Ф. Гильфердинг точно также говорит, что Кореница была окружена «со всех сторон страшными трясинами и болотами» («История балтийских славян», с. 135).

 

Что интересно – несмотря на пренебрежение земледелием, к моменту завоевания Руяна-Рюгена в 1168 году численность его славянского населения, по западным источникам, составляла как минимум 70 000 человек. Хотя позднее, несмотря на весь прогресс земледелия на острове, немецкое население до Второй Мировой войны так и не смогло достигнуть этого небывало высокого уровня: в 1783 г. на Рюгене жило 23 431 человек, в 1933 г. – 53 900.

А. Гильфердинг в конце XIX века пишет по этому поводу: «В XII в. остров Рана … кормил, может быть даже больше народу, чем теперь, не смотря на кровопролитные войны с Датчанами (это видно из того, что в последней, роковой борьбе с Датским королем Вальдемаром, собралось на Ране в одной крепости Коренице 6000 вооруженных людей, и в то же время другая крепость, важнее Кореницы, Аркона, оборонялась не менее значительным войском, а теперь на Рюгене считается людей способных нести оружие, всего 9300 человек»

М. Любавский пишет, что именно в Коренице находилась резиденция короля Руяна. Он называет ее княжеской резиденцией, но в одной фразе пишет: «Князь Тетислав и ранская знать, находившиеся в Каренции…», то есть речь идет все-таки именно о короле Руяна Тетиславе (Тетыславе). По крайней мере, по его словам, в 1168 году, именно в момент захвата острова датчанами, резиденция короля Тетыслава находилась именно в этом городе.

Хотя в то же время достоверно известно: в целом, за исключением резиденции короля, Кореница была не жилым городом, как и Аркона. Люди приходили туда либо для поклонения богам, либо во время войны, пользуясь городом, как убежищем, у руян была такая традиция.

«Необитаемый во время мира он был полон жилищ [во время войны] до такой степени что камень пущенный в город не упал бы на голую землю» (Саксон Грамматик).

Об этом подробно пишет Гильфердинг, упоминая и о трехэтажных (трехъярусных) строениях, видом которых были поражены датчане, увидев их при захвате города: «Воюя Рану несколько месяцев, Датский король Вольдемар подошел наконец к Коренице: как в мирное время этот город бывал безлюден, говорит Саксон, так теперь был он застроен жилищами. В три яруса были возведены строения, так что на нижнем ярусе держался средний и верхний. Теснота была такая, что если бы стали бросать в город камни из метательных орудий, то ни один камень не упал бы на голую землю. Вонь была страшная. Ежели бы огонь коснулся одной избы (tabernaculum), все бы тотчас вспыхнуло. Не было никакой возможности Кореничанам выдержать осаду, и они тотчас сдались» [6]. При такой тесноте Город уже ни к чему не служил; но это был случай необыкновенный: Датский король собрал на Рану такие силы, каких Дания еще не вооружала, он предпринял не набег, а долговременный систематический подход; Аркона пала: все, что оставалось на Ране, стекалось мало по малу в Кореницу, не надеясь, конечно, на возможность обороняться в ней, а скорее рассчитывая на то, что Датчане не подойдут к Коренице, окруженной со всех сторон страшными трясинами и болотами. В обыкновенных же случаях, когда неприятель не имел таких сил и средств, как Вольдемар в походе 1168 года, и когда народонаселение могло правильно разместиться, каждая жупа в своем городе, не так легко было брать Славянские города…»

 

И поскольку Кореница была не жилым, а культовым, храмовым городом, она, разумеется, была не самым крупным городом Руяна. Крупнейшим на острове был г. Ральсвик (это современное его название; славянского названия мы не знаем). Уже на исходе VIII века в Ральсвике возникает приморское торговое место (это, вероятно, даже чуть раньше, чем основание Арконы). Главная роль в Ральсвике, конечно, принадлежала купцам, т.к. это был торговый город-порт. Жили в Ральсвике и ремесленники. С момента основания ральсвикского поселения его жители занимались также земледелием и скотоводством, но роль их была незначительной. Тем не менее, там выявлены остатки мастерских, в которых изготавливали гребни, ковали железо, шили обувь, работали по серебру, обрабатывали янтарь. (Кстати, янтарь очень высоко ценился в Европе, и вполне возможно, что именно его продажа была довольно заметной статьей дохода руян.)

 

Торговля в Ральсвике шла, конечно, с другими областями Европы вплоть до восточной Прибалтики и Руси. Особое значение имеет обнаруженный там клад, содержавший свыше 2000 арабских монет, а также их обломки. Младшая монета чеканена в 227 г. хиджры, т. е. в 842 г. То есть время захоронения клада – где-то после 842 г., но скорее всего не намного позже.

Клад свидетельствует о чрезвычайном богатстве некоторых жителей Ральсвика. Он относится к наиболее ранним и крупным кладам арабского серебра на Балтике. Большинство монет выпущено в Багдаде, Табаристане, Самарканде, Мерве и Балхе, лишь единичные монеты принадлежат западной арабской чеканке, например... "ал-Андалус". Очевидно, основная масса серебра поступила в результате торговли по Волжскому пути и через Старую Ладогу. О восточноевропейских связях свидетельствует также и единственное в кладе украшение, хотя и представленное обломком, - браслет пермского типа. Родину этого браслета следует искать в Прикамье.

Остров Руян (Рюген) и международные торговые пути

(Рисунок взят с сайта Historic.Ru)

В рассказ о Ральсвике Й. Херрман вклинивает упоминание: «В Сагарде, недалеко от Ральсвика, найдена бронзовая финская выпуклая фибула». После чего сообщает, что руническая надпись на кости, найденной на месте стоянки судов, говорит о том, что владеющие рунами люди как минимум посещали это место, но не совсем понятно, говорит ли он при этом о Сагарде или Ральсвике, но скорее всего о втором. Купцы Ральсвика умели писать: найдены костяные стили для письма, украшенные еллингским орнаментом, и рукоять от деревянного стиля.

Кроме того, Герард (Георг) Меркатор в «Космографии» пишет о руянах: «Язык у них был словенской да вандальской. Грамотного учения не искали, но и заповедь между собой учинили, чтобы грамоте, не токмо воинским делам прилежные охотники были...» То есть, по все вероятности, руяне имели свою «грамоту» - письменность.

По-видимому, они владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун.

(Есть даже такая версия, что и сам термин «раны» – ведь руян в Европе называли и так – произошел от славянского «ранить», то есть вырезать руны на деревянных дощечках.)

 

Среди жителей Ральсвика были и скандинавы, как показывает открытое в 1980 г. захоронение в ладье скандинавского типа.

Также можно сказать, что в VIII и IX вв. это место было промежуточной стоянкой на морском пути между Хедебю, датскими островами и приморскими местами на южном побережье Балтийского моря.

С X в. значение Ральсвика, как приморского торгового центра, принимавшего участие в балтийской торговле, снижается.

Также на Рюгене открыто археологами городище Ругард (причем это, по всей вероятности, как раз славянское название города) близ современного Бергена, о нем упоминает, в частности, Й. Херрман. И это, возможно, был политический центр, которому подчинялся Ральсвик.

Рюген пока еще недостаточно исследован археологами и вообще историками. Многое еще не открыто и неизвестно нам.

 

5. История

Что же касается все-таки истории руян, то о ней известно не много.

О конкретных событиях истории руян до 1130-ых годов почти ничего не известно.

Может быть, единственное, что можно сказать о руянах в более ранние времена, это то, что в сражении войска Оттона I с ободритами у р. Раксы (на территории ободритов) в 955 г. руяне участвовали на стороне Оттона I. И в этом сражении войска Оттона победили. (См. Видукинд Корвейский «Деяния саксов», книга 3).

Известные правители руян и периоды их правления:

Ратша (ок. 1138).

Теслав (или, возможно, Тетыслав) (ок. 1140 - 1168).

1168 - 1210 датское завоевание.

Яромир I (1210 - 1218, прет. с 1168).

Вислав I, сын (1218 - 1249).

Яромир II, сын (1249 - 1260).

Вислав II, сын (герцог Рюгена 1260 - 1302).

Вислав III, сын (1302 - 1325).

(Данные с сайта «Генеалогия РУ», раздел «Восточная Европа»)

 

Последние несколько десятилетий жизни руян хорошо описаны в статье В. Казакова «Аркона», где Руян называется Ругией (примечания, не принадлежащие В. Казакову, даны в виде сносок):

«Аркона... Наш символ продолжения, продолжения славянства и символ опоры. Ни одна другая славянская святыня не была так хорошо описана, как та, что была в Арконе. И все это благодаря её святости и могуществу; святыня, которая бросала на колени европейских монархов и покоряла народы. И тем больнее писать о её последних днях...

P Годы 1123-1124. Князь ободритов Генрих попросил помощи у императора Лотаря, чтобы выступить войной на Ругию, чтобы отомстить за смерть своего сына, убитого руянами. Руяне, видя преимущество врага, выслали своего жреца для переговоров. Цена мирного договора была высока — 4400 марок выкупа. Руяне не имели таких денег, как пишет Гельмольд, и дань оплачивает святыня в Арконе из сокровищницы Световита.

Князь Генрих чувствует себя обманутым при взвешивании серебра, но часть денег была уже заплачена. И война разгорелась снова, но руяне одерживают победу.

P 1128 год. Несмотря на военную помощь Ругии, был христианизован Щецин [7].

P 1136 год. Король Эрик [8] выступил в крестовый поход на славян, развязав большую войну. Ругия была вся разорена. Эрик захватил Аркону, перекрыв доступ защитников к питьевой воде. Саксон Грамматик пишет о происшедшем подробнее. Руяне спрятали святое изваяние Световита, когда надежда на помощь угасла, а осаждающие войска крестоносцев отсекли от города укреплённый доступ к воде. Ища спасения для своего народа, они притворно поддались требованиям короля принять христианство, приняли “добровольно-принудительное” крещение, омыли свои тела и утолили жажду в ближайшем пруду. Датчане, уходя, оставили в крепости ксендза, чтобы он надзирал за привитием новой веры.

Как только солдаты Эрика погрузились на корабли и отплыли в Данию, из ворот Арконы вышвырнули ксендза... Руяне вновь могли свободно чтить своего родного Бога Световита.

P 1147 год. Руяне спасли языческого князя ободритов Никлота, послав свой флот ему в помощь во время очередного крестового похода против славян. Но силы были уже не те. Маленький остров в Балтийском море окружали не только бурные волны, но и враждебные государства, где господствовала иудохристианская идеология.

P В 1160 году князь Ругии Тетыслав начал переговоры с Вальдемаром I Великим [9] — владыкой Дании, а также с Абсалоном — епископом Роскильда. Был заключен мирный договор, а в 1162 году руяне даже поддержали Датчан при осаде Вологощи. Епископ Абсалон принял вскоре участие в совете руян, где высказал мысль принятия христианства жителями Ругии. Князь Ругии [10] поддержал предложение, тем более, что оно было в его собственных интересах, потому, что власть князя была сильно ограничена жрецами Световита, а христианизация навсегда устранила бы жреческое сословие из политической игры (похожие “мудрые” мысли приходили князьям и восточных славян во время христианизации Х-ХII веков, да и теперь некоторые современные “славянские воины” недалеко ушли от образа мыслей Тетыслава.). Князь руян предал жрецов и народ, который в 1166 году оставался единственным славянским племенем, свободно придерживающимся Родной Веры.

P 19 мая 1168 года датчане под предводительством короля Вальдемара и епископа Абсалона высадились на Ругии. Вместе с ними высадились войска саксонского герцога Генриха Льва, которыми руководили княжичи Казимир и Богуслав, ободритский князь Прибыслав[11] и Берно — епископ Мекленбургский.

Король напал на Ругию с большим количеством воинов и осадил город Аркону, залив предместье реками крови. Город взять было нелегко: высота стен с валом достигала 27,15 метров и камнеметные машины не могли их преодолеть.[12] Оставалась надежда на длительную осаду и на то, что у защитников не хватит питьевой воды. Осажденные, уверенные в своих силах, покрыли башню над воротами знаменами и орлами. Между ними была и “Станица” — военное знамя руян, которое последние чтили как знамя всех богов.

P 12 июня 1168 года во время очередного приступа была подожжена башня и ворота, малое количество воды не позволило погасить пожар.[13] Аркона была обречена... Некоторые жители, видя свою обреченность, бросались в пламя, не желая быть рабами. Король приказал вынести кресло и сел в него, чтобы наблюдать за происходящим. Город пал».

После захвата города датчанами храм Святовита был разрушен.

 

Так перестало существовать языческое государство Руян. Аркона после этого уже не была возрождена как столица и как храмовый комплекс. Но в целом история руян на этом не закончилась.

1168 - 1210 – период датского владычества над Руяном.

По-видимому, сами руяне в этот период вообще не имели власти над островом, правление было непосредственно датским. Хотя претендент на пост правителя острова был: князь Яромир, но… В «Википедии» он назван Яромаром и сказано: «Яромар стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле».

Но в конечном счете и он получил возможность управлять островом. И хронология истории Руяна продолжается так:

Яромир I (период правления: 1210 - 1218, претендент с 1168).

Вислав I, сын (1218 - 1249).

Яромир II, сын (1249 - 1260).

Вислав II, сын (герцог Рюгена 1260 - 1302).

Вислав III, сын (1302 - 1325).

О периоде правления этих последних четырех правителей руян можно сказать только очень мало. До 1234 г. Руян продолжал свое существование под владычеством Дании. «В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург-Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вицлав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков, постепенно полностью онемечились. В 1325 умер последний руянский князь Вицлав (бывший также миннезингером и создавший ряд лирических песен и дидактических стихотворений-шпрухов)» («Википедия»; об этом же говорят многие источники).

Известна фамилия «последней» женщины на Руяне, говорившей по-славянски. Об этом можно найти информацию в очень многих современных источниках. В том числе в массе статей в Интернете (как правило, почти одними и теми же словами) говорится, что она умерла в 1402 году и носила фамилию Голицына. Но М. Любавский в уже упоминавшейся здесь книге «История западных славян» издания 1918 года говорит несколько иначе, что дата смерти последней (или, точнее, одной из последних) женщины на Руяне, говорившей по-вендски (то есть по-славянски) – 1404 год, а фамилия ее: Гулицына (в том самом издании книги 1918 г. это говорится на с. 83). Полностью руянский диалект, видимо, прекратил существования к XVI веку.

 

Наконец, в 1325 – 1637 г. Рюген относился к княжеству Вологощ (Зап. Поморье).

В 1637 г. - присоединен к Пруссии.

История продолжалась. Руяне были постепенно онемечены и перестали существовать, как славяне. И к тому времени это уже давно была история не славянского Руяна, а германского Рюгена.

 

6. Руяне и Русь. Рюрик – руянин?

Интересную часть информации о руянах составляет то, что, по одной из версий, Рюрик, родоначальник династии Рюриковичей, пришел в Ладогу с Руяна. И есть некоторые факты, которые это подтверждают.

Есть, конечно, и другие версии. В том числе – что Рюрик – выходец из ободритов. И в подтверждение той версии в истории ободритов мы находим даже двух людей, которые могли быть тем самым Рюриком. Во-первых, это Рерик (Рёрик), сын бодричского княза Годлава (или Годолюба, или Годелайба). Во-вторых, это может быть тот Рёрик, который, по сообщениям Ксантенских анналов, был в 845 году королём ободритов. Причём не исключено, что тот и другой Рёрик – это одно лицо. Не исключено, но совсем не обязательно.

Среди руян подобных конкретных людей назвать нельзя. Об истории руян в то время, когда Рюрик стал править Ладогой, вообще ничего неизвестно.

Доводы в пользу того, что Рюрик мог быть выходцем из руян, делятся, в основном, на два типа:

1. Доказательства контактов восточных славян и руян; доказательства того, что руяне бывали на Руси и оставили здесь следы своего пребывания.

2. Это доводы, связанные с тем, что Рюрик пришел в Ладогу с кем-то, кого называли «варяги-русь», а руяне как раз вполне подходят под описание тех, кого называли так. (В то время как ободритская версия никак не объясняет происхождения слова «Русь» и почему страна восточных славян стала так называться.)

1. А следы пребывания руян на Руси действительно очень даже есть.

В первую очередь здесь нужно вспомнить клад арабских монет, обнаруженный в Ральсвике. Эти монеты могли быть доставлены на Рюген, по всей вероятности, через Русь руянскими купцами, бывавшими в Ладоге и, может быть, даже не только там.

Кроме того, Й. Херрман, опираясь на один и тот же тип керамики, известный в руянском городе Ральсвике и русской Ладоге, пришел к выводу, что в первой половине и середине IX в. между ними существовали непосредственные регулярные морские связи. Общение руянских купцов (как минимум, только купцов) с восточными славянами – это факт.

Признаком связей Руяна с Русью можно считать то, что и на Руси, как на Руяне, был известен бог Святовит. Правда, Святовит был известен и у ободритов и мог быть перенят восточными славянами и оттуда, а не от руян. Но вот культ белого коня – это все-таки чисто руянский культ. А в русских сказках и былинах тоже часто встречается боевой богатырский конь белой масти, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно даже иногда обладающий свойствами оракула-прорицателя. А коньки на крышах русских изб – не заимствованный ли это когда-то знак почитания того же коня? Сам факт почитания коня на Руси со временем забылся, а традиция делать коньки на крышах русичам понравилась и сохранилась. Изображались не головы других животных, а именно коня.

Есть гипотеза, что в русских сказках остров Руян запечатлен, как Буян: «Остров Буян в море-окияне – там, где Камень-Алатырь бел-горюч (горяч) лежит, Прадуб древний неохватен и могуч стоит, семь небес пронзает, Ирий подпирает». (Ирий в славянском язычестве – рай.) И есть основания думать, что эта гипотеза правильная. Дело в том, что, по словарю Даля, Алатырь – это другое название янтаря: «ЯНТАРЬ м. алатырь, в сказках, заговорах». Также читаем о нем в том же словаре: «Алабырь, алатырь м. загадочный камень, поминаемый в сказках и заговорах: бел-горюч камень, лежащий на дне морском, либо на море на кияне, на острове на Буяне».

А известно, что балтийские славяне, видимо, занимались добычей янтаря, т.к. Балтийское море, особенно после штормов, в то время выкидывало на берег ежегодно тонны янтаря. На дне южной Балтики недалеко от берегов находятся большие залежи янтаря. Как по Далю: «на дне морском, либо на море на кияне». Достоверно известно, что добычей янтаря занимались и руяне. И понятно, что, учитывая все это, в данном случае есть действительно очень большая вероятность, что Буян – это Руян. То есть, значит, русичи знали о Руяне-Буяне, значит, контакты руян и восточных славян были.

Хотя все это (причем к этим фактам можно было бы добавить еще и некоторые другие), в сущности, говорит, повторяю, не о том, что Рюрик был родом с Руяна, а просто о контактах руян с Русью.

2 (1). Позвали славяне к себе князя из варягов. Кто такие варяги – доподлинно неизвестно. Но впоследствии именно «от тех варяг прозвася Руская земля», как пишет «Повесть временных лет», т.к. варяги иначе назывались еще русью. Как могло получиться, что от тех, кто пришел в Ладогу с Рюриком, впоследствии Русь была названа Русью?

Г. Меркатор говорит в «Космографии», и современные историки соглашаются, что здесь речь идет несомненно о Рюгене и руянах: «На острове Русция том живали люди идолопоклонники, раны или рутены имянуемые, люты, жестоки к бою, против христиан воевали жестоко, за идолов своих стояли. Те рутены от жестокосердия великого едва познали после всех христианскую веру. Того острова владетели таковы вельможны, сильны, храбрые воины бывали, не токмо против недругов своих отстаивалися крепко, но и около острова многие грады под свою державу подвели... и воевали с датским королем и со иными поморскими князьями и с Любскою областию воевали много, и всем окрестным государствам грозны и противным были. Язык у них был словенской да вандальской [14]».

Это говорится о руянах, но называется их остров здесь: Русция! [15] Может быть, сами руяне или какая-то часть руян называла Руян Русцией?

Вот и в «Житии Оттона Бамбергского» сказано, что руги (жители Руяна) имеют еще имя русинов (или рутенов) и страна их называлась Русиния (Рутения)...

 

 

Гардизи тоже говорит об острове с подобным названием, но описывает его чуть иначе: «Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров – три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса (или рощи) и земля его имеют много влаги, так что если поставить ногу на сырое (место), земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хакан-рус. На острове живет около сто тысяч человек». Имеются и другие описания арабскими писателями острова Рус. Попытки отождествить его с каким-нибудь реальным географическим местом предпринимались неоднократно. Однако все эти отождествления страдали явными натяжками и были, в сущности, произвольными. Самое тщательное и безукоризненное изучение проблемы осуществил историк Н.С. Трухачев. Отметив, что ране с Рюгена в западных источниках неоднократно именуются рутенами или русинами, он детально проанализировал и показал, что реальный Рюген всем им полностью соответствует. Ключевым идентифицирующим признаком Н.С. Трухачев совершенно справедливо посчитал указание на отсутствие у русов земледелия из-за нездорового болотистого характера острова в сочетании с чрезвычайно высокой плотностью населения. Совершенно аналогичная картина наблюдалась и у руян, судя по независимым от восточных писателей немецким хроникам. К моменту завоевания Рюгена численность его славянского населения, по западным источникам, составляла как минимум семьдесят тысяч человек.

Таким образом, если Рюрик и варяги пришли в первую столицу Руси Ладогу с Руяна, можно понять и откуда происходит само слово "Русь".

 

2 (2). В разных странах, на разных языках слова корень «рус» очень часто означает разные оттенки красного цвета. Именно красного. Почему? Не потому ли, что с достаточно давних времен русами называли тех, кто ассоциировался у всех окружающих народов с красным цветом? А факты показывают, что, видимо, именно оттенок красного – пурпурный цвет явно имел у руян какое-то культовое значение. Есть также гипотеза, что, может быть, даже не только руянские жрецы, а все руяне носили красные одежды. Может быть, носили не всегда, но это был цвет их национальных одежд, надеваемых в определенные моменты. Хотя, конечно, это только гипотеза и ничего больше: достоверно это неизвестно. Но… русские национальные рубахи тоже красного цвета. Нет ли здесь связи?..

 

2 (3). Наконец, если считать, что ругами называли тоже руян, то в связи с этим очень важным является факт, что русскую княгиню Ольгу в византийских летописях называли не иначе как «регина ругорум» - королева ругов. Не является ли это знаком того, что византийцы знали, откуда исходит родословная Рюриковичей и в соответствии с этим называли Ольгу…

_______________________

 

Часть территории, на которой стояла Аркона, к нашему времени осыпалась в море. Прекрасную фотографию, в каком виде дошло до нашего времени место, где стояла Аркона, можно увидеть здесь или здесь. Это фотография в формате jpg, но большая, размером 2048х1536, 720 кб.

 

Составитель Владимир Силантьев

_______________________

 

 

Различные книги и статьи о других балтийских славянах (ободритах, лютичах, поморянах) см. здесь.

 

Желающие ознакомиться с историей балтийских славян в самом подробном варианте могут прочитать книгу: Гильфердинг А.Ф. «История балтийских славян» (объем: более 460 страниц). Ценность этой книги в уникально большом объеме упомянутых фактов. Правда, кроме фактов, она содержит и личные суждения автора книги (интерпретации фактов) – и тут надо понимать, что оценки Гильфердинга субъективны и могут отчасти не совпадать с суждениями других историков.

 

 

 

 

Использованные источники:

Адам Бременский (ок. 1066 г.) «Деяния священников Гамбургской церкви» (есть, например, на сайтах «Восточная литература», «Ярило.ру» и др.)

Саксон Грамматик «Деяния данов» (на сайте «Восточная литература»)

Гельмольд «Славянская хроника» (предисловие, книга 1, книга 2)

Гильфердинг А.Ф. «История балтийских славян» (Собр. соч., т. 4, 1874 г.)

Любавский М.К. «История западных славян» М., 1918 г.

Йоахим Херрман «Ободриты, лютичи, руяне»

«Сведения иностранных источников о Руси и Ругах» (собрание сведений средневековых авторов) //  из сборника “Откуда есть пошла Русская земля”, т. 2. М., 1986)

Казаков В.С. «Аркона»

В. Титов. «Аркона – Священный город славян»

Фомин В. В. «Комментарии к книге С.А. Гедеонова "Варяги и Русь"»

Фомин В. В. «Летописные варяги - выходцы с берегов Южной Балтики» /По изданию: Фомин В.В. «Варяги и Варяжская Русь: К итогам дискуссии по варяжскому вопросу». М., «Русская панорама», 2005./

Гаврилов Д. А. «Миф о князе Рюрике в свете западно-славянского происхождения приильменских славян»

Гаврилов Д. А. «Легенда о князе Рюрике» (опубликовано в журнале “Мир Истории”, Москва, № 1, 2002 г.)

Гаврилов Д. А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006)

"Боги северо-западных славян" (собрание сведений средневековых авторов) из книги "Матерь Лада - Божественное родословие славян" М. Эксмо, 2004

Л. Прозоров «На море-океане, на острове Руяне»

Всеволод Меркулов «Древнее русское предание, ожившее в сказке Пушкина»

Седов В.В. «Славяне в раннем средневековье», глава: «Суковско-дзедзицкая (лехитская) группа»

Л. Нидерле «Славянские древности» М.: Алетейа, 2000

М. Гимбутас «Славяне. Сыны Перуна» ("The Slaves", 1971)

Котляревский А.А. «Книга о древности и истории поморских славян в XII веке. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности» (1874 г.)

Сайт «Генеалогия РУ», раздел «Восточная Европа»

Сайт "Руян" (о балтийских славянах)

Сайт "Язычество славян"

Сайт "Дом Сварога"

 

 

 

[1] Причем, по-видимому, из всех балтийских славян только правитель руян носил титул короля. Правители ободритов, лютичей и поморян носили титулы князей или, может быть, великих князей.

[2] В этом отношении, кстати, руяне, видимо, существенно отличались от всех материковых балтийских славян (ободритов, лютичей, поморян). В отличие от последних, власть короля там была действительно сильной, и о. Руян представлял собой настоящее государство, в то время как другие союзы балтийских славян были только непрочными племенными союзами, протогосударственными образованиями, а не государствами.

[3] Возможно, ранее использовавшиеся и зачем-то складированные одежды жрецов? Саксон Грамматик никак это не уточняет.

[4] Ныне это город Гарц.

[5] Кроме того, между прочим, кажется, про один из храмов Кореницы сказано им же: «стены храма были увешаны пурпурными тканями, наделенными красотой, но столь ветхими, что их едва можно было тронуть». Все же пурпур имел в религиозных обрядах руян какое-то важное значение.

[6] В этом месте внутри самого высказывания Гильфердинга стоят закрывающие кавычки. Не понятно, толи это опечатка (открывающие кавычки пропущены), то ли по правилам правописания можно было написать: «как в мирное время этот город бывал безлюден, говорит Саксон» - и это уже автоматически считалось началом цитаты (из Саксона Грамматика) и открывающие кавычки могли не ставиться?

[7] Щецин (он же Штеттин) – столица поморян, еще одного народа из балтийских славян.

В статье В. Казакова, сформулировано именно так: «Несмотря на военную помощь…». Но А.А. Котляревский в «Книге о древности и истории поморских славян в XII веке. Сказания об Оттоне Бамбергском в отношении славянской истории и древности» дает несколько другие подробности: «Между тем Руяне, узнав что Штетиняне без их совета и участия приняли христианство, порушили союз с ними, прервали торговлю и всякие взаимные сношения торговых людей. Ненависть их к Штетинянам росла постепенно и вскоре перешла в открытую вражду: они удалили от своих берегов корабли Штетинян и, по общему приговору, постановили считать их врагами: слыша же что Оттон имел намерение прибыть в Руяну с проповедью, они, под угрозой смерти, объявили ему запрещение вступать в их пределы. С тех пор Руяне частыми обидами раздражали Поморян и наконец, вторгнулись с военными кораблями в область Штетинян. Несмотря на то, что они были несколько раз с уроном отражены, они не хотели прекратить войны; тогда Штетиняне постановили вооружиться и, при новом нападении Руян, выступив против них соединенною силою, нанесли им решительное поражение. Руяне бежали, оставив многих пленных, и стой поры не тревожили более Штетинян, которые вскоре через пленников вынудили их к унизительному мирному договору».

Крещение поморян происходило во время двух поездок проповедника Оттона Бамбергского по городам Поморья. Первая поездка была в 1124 г., вторая – в 1127-1128 г. И все описанное в предыдущем абзаце происходило уже до того, как Оттон во второй раз оказался в Штеттине (в конце 1127 года). Но о какой-либо военной помощи руян поморянам против миссии Оттона А.А Котляревский не говорит. Миссия Оттона завершилась так, как была задумана, без всякого вмешательства руян.

То же самое – как руяне объявили войну щетинцам (штеттинянам) за то, что те приняли христианство – говорится и у Гильфердинга (с. 210, сноска 820), а вообще изначально эта информация идет из жития Оттона Бамбергского.

[8] Датский король.

[9] Вальдемар I Великий, король Дании (с 1157 по 1182 гг.) - предпринял более двадцати сухопутных и морских походов против балтийских славян (вендов) и, в конце концов, в 1168 г. завоевал о. Руян. По иронии судьбы Вальдемар I сам был полуславянином, т. е. сыном правителя Шлезвига, Кнуда Лаварда и Ингеборги, дочери Киевского великого князя Мстислава.

Также будучи, по матери, внуком великого князя Мстислава, он был еще и правнуком Владимира Мономаха, в честь которого и получил свое имя.

С 1154 г. имел русскую жену, Софью Владимировну (русская княжна, дочь то ли Владимира Всеволодовича, князя Новгородского, то ли Володаря Глебовича, князя Минского).

Так получилось, что восшествие Вальдемара I на престол было связано с продолжительными междоусобными войнами между ним, Свеном III и Кнудом V.

Междоусобицами в Дании воспользовались руяне. Они предприняли ряд опустошительных вторжений на Данию и датские острова: разрушен был Ааргуз и руяне дошли до Роскилле. Лаланд платил им дань.

В результате после своего восшествия на престол Вальдемар I первым своим делом посчитал систематическую борьбу со славянами и вел эту борьбу с большим искусством.

[10] Или, точнее, король, т. к. правитель Руяна имел этот титул.

[11] Именно так. Вальдемару помогали в завоевании другие славяне – ободриты, которые, правда, к тому времени были уже завоеваны саксами. А по другим данным завоевание Руяна проходило с участием вспомогательных отрядов не только ободритских, но и поморского князей (к тому времени уже тоже подневольных, как и ободриты). (В. Титов «Аркона – Священный город славян»)

[12] Аркона все же была городом-крепостью.

[13] Аркона была приморским городом, но в недостатке воды нет ничего странного. Пишет Саксон Грамматик («Деяния Данов»): «Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга ограждён природной защитою». Доступ к морской воде из города был практически недоступен.

[14] По другому варианту перевода: «словенский да венетский». Но венды, венеды – это опять же одно из названий славян.

[15] «XVI век. Географ Меркатор называет жителей Рюгена рутенами. В русском переводе XVII века остров именуется Русией» (то есть не сам Меркатор называет Рюген Русией или Русцией, так остров назван в переводе, но для этого тоже должны были быть какие-то основания), «XV век. Французский историк Манрик, упоминая крещение жителей Рюгена в 1168 году, называет остров то Ругия, то Русция», «1304 год. В письме к рюгенским князьям папа Бенедикт IX обращается к ним как к "возлюбленным сынам, знаменитым мужам, князьям русских"» («Сведения иностранных источников о руси и ругах» - собрание сведений средневековых авторов, составитель А.Г. Кузьмин, пункты 159, 158, 151 соответственно).

 

Статья с сайта http://old-earth.narod2.ru/

 

Hosted by uCoz